1. Тема инновации (основная проблема, по которой представляется инновационный педагогический опыт (ИПО).
Экологические ценности в системе социокультурного развития (апробация курса «Экологическая этика»).
Автор: А.И. Попова, ведущий научный сотрудник ИСПС РАО
2. Обоснование актуальности возникновения ИПО, его новизна и практическая значимость (необходимость изменений: имеющиеся противоречия в учебно-воспитательном процессе школы, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности - что нового появилось по отношению к уже имеющемуся опыту, какова практическая значимость инновации для образовательного учреждения и системы образования в целом).
Экологическая этика как новый тип культуры взаимодействия человека и Природы является сегодня одним из ведущих подходов в мировой философско-культурологической мысли к решению глобальных экологических проблем. В мировоззренческом аспекте взаимоотношения человека и природы, содержание природоохранной и хозяйственной деятельности определяется экологическим сознанием и поведением каждой личности. Необходима ценностная переориентация в образе жизни. Актуальность разработки эколого-этического компонента в экологическом образовании соответствует тенденции гуманизации и гуманитаризации образования, выступающей основным вектором его модернизации.
Для современного экологического образования актуальна разработка содержания и средств, позволяющих сформировать отношение к природе как ценности культуры, дать представление учащимся о духовно-нравственных основах взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой, что и составляет предмет экологической этики.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
· разработана модель формирования положительного ЭЦО к природе с включением в учебно-воспитательный процесс традиций народной экологии;
· выявлены педагогические условия, способствующие эффективному формированию ЭЦО к природе у школьников;
· использование в учебно-воспитательном процессе экологической этики, содержание которой ориентировано на природо- и здоровьесберегающие ценности, ценностное отношение к природе;
· системное и систематическое использование на уроках и во внеурочной деятельности приемов работы по экологической этике, обеспечивающей эмоциональное стимулирование и интерес к изучению экологии;
· создание в учебно-воспитательном процессе педагогических ситуаций, стимулирующих практическую деятельность школьников по освоению и усвоению экологической этики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что создана и проходит опытную проверку образовательная программа «Экологическая этика», в которой отобран и систематизирован материал по экологической этике. В рамках курса предложены методические рекомендации по использованию соответствующих материалов на уроках биологии, русского языка и литературы, иностранного языка, музыки, изобразительного искусства, во внеклассной работе. Материалы исследования могут быть использованы в процессе подготовки и переподготовки учителей гуманитарного цикла.
3. Основная идея, основной замысел инновации.
В рамках настоящего проекта предполагается опытно-экспериментальная разработка новых вариативных образовательных курсов, стратегической целью которых является:
· формирование экологической культуры школьников;
· создание условий для экологизации образовательного пространства;
· развитие содержания и технологий начального, основного и общего среднего образования на основе социально-экологического моделирования образовательного процесса.
Настоящая программа включает в себя основные направления опытно-экспериментальной работы; концептуальные основы и подходы к разработке содержания, новых образовательных модулей и технологий их реализации.
Программа является ориентиром для разработки и реализации специалистами ИСПС РАО и СОШ №17 вариативных программ, моделей экологического образования, механизмов, интеграции и экологизации образовательного пространства, инновационных социально-экологических моделей школьного образования.
4.Содержание инновации.
Экспериментальная модель образовательной области «Экологическая этика» (модель эколого-этического образования) включает в себя в качестве основных мoдулей несколько «вертикальных» тематических блоков, пронизывающих все возрастные ступени образования и их раскрытие на возрастных «горизонталях».
«Вертикальные» блоки содержания эколого-этического образования представляют собой сквозные темы, которые рассматриваются на всех ступенях образования, углубляясь, усложняясь от одной ступени к другой. На данном этапе работы «вертикальные блоки» определены примерно, они будут уточняться, но уже сегодня очевидно, что они:
а) не являются проекцией гуманитарных образовательных областей (такая ошибка привела к эклектике и в конечном счете к свертыванию курсов «Экологии», построенных по модульному принципу, где модули представляли собой проекцию других образовательных областей - физики, химии, биологии, астрономии и т.д.);
б) являются поэтапным раскрытием экокультурнух ценностей, процесса их формирования и реализации человечеством, традиций взаимодействия с природой, выражающихся в различных сферах человеческой деятельности, а идеал гармонии Человека и Природы несет в себе системообразующее начало в формировании содержания «Экологической этики», на его основе осуществляется интеграция потенциала других гуманитарных образовательных областей в содержании «Экологической этики»;
в) пронизывая все ступени образования, «вертикали» содержания, вместе с тем, в качестве основных образовательных модулей присутствуют в содержании образования для учащихся разных образовательных ступеней и именно доминированием одного из «вертикальных блоков» на каждом возрастном этапе будет определяться специфика подачи материала, построение содержания;
г) ориентированы на формирование у учащихся позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром и проецируются на результат экологического образования, на примерный круг знаний, умений и навыков, формируемые у студентов в процессе эколого-этического образования ценностные ориентации.
Стратегической целью курса «Экологической этики», как и в целом процесса экологического образования, включая обучение и воспитание, является формирование экологической культуры личности. Однако курс «Экологической этики» имеет принципиальные особенности и ориентирован на решение строго очерченных задач, которые не являются специальным предметом ни одной из других реализуемых сегодня учебных дисциплин и предметных областей.
Своеобразие курса «Экологическая этика» заключается в том, что базовое значение имеет не естественнонаучный, а культурологический подход к экологическому образованию. Естественнонаучные знания рассматриваются не как самоцель, а как средство достижения экологического благополучия, гармонии с окружающим миром, формирования у студентов экокультурнух ценностей и готовности к их воплощению в практике. Экологическая этика как гуманитарный компонент экологического образования нацелена на формирование у учащихся знаний о нравственности, знаний об этических нормах и традициях отношения Человека к Природе. При этом «Экологическая этика» не подменяет естествознания, а реализуется параллельно с ним.
К основным содержательным модулям «Экологической этики» принадлежат следующие:
· собственно «этические», теоретические и историко-культурологические;
· этнографически - краеведческо - страноведческие;
· блок «Диалог» (интегрированная экологическая психология, потенциал литературы, антропологии и др.);
· природа как эстетическая ценность;
· экологическое право, природа в сфере политики, деятельность общественных экологических организаций, международных объединений;
· «Этика личности»;
· Содержательный модуль, базирующийся на естественнонаучных знаниях.
5. Срок реализации инновации в образовательном учреждении
Этапы реализации проекта
I этап 2006-2007 учебный год.
Формирование информационно-аналитической базы реализации проекта, выявление условий и потенциала, школы в , реализации подходов к социально-экологическому моделированию развития начального, основного и общего среднего образования, разработке и апробации вариативных курсов и методического обеспечения гуманитарной экологии.
II этап 2007-2008 учебный год.
Обобщение опыта работы педагогов школы в ; области экологического образования и выявление основных направлений социально-экологического проектирования, экологизация образовательного пространства, создание условий для инновационной
деятельности.
IШэтап 2008-2009 учебный год.
Разработка вариативных модулей содержания экологического образования и их методического обеспечения,1' разработка циклов экологически ориентированной проектной деятельности учащихся как компонента учебно-воспитательного процесса, определение сферы реализации экологических проектов учащихся, подготовка дидактических материалов по проектной деятельности.
IV этап 2008-2009 учебный год.
Диагностика и анализ состояния экологической культуры учащихся школы. Проведение установочных семинаров с педагогами и занятий с учениками по «Экологической этике», реализация курсов гуманитарной экологии, циклов проектной экологической деятельности, вариативных модулей социально-экологической деятельности учащихся.
6. Масштаб охвата преобразований (локальный, модульный, системный).
7. Результат внедрения инновации и перспективы продолжения работы в данном направлении (сущность, произошедших изменений, их преимущества перед аналогами, масштаб охвата преобразований (локальный, модульный, системный), риски, возможные ограничения в использовании).
Внедрение инновации проводится на основе преемственности и непрерывности преобразований (от I ступени обучения к III).
Локальные преобразования:
· создаётся и апробируется новая программа по предмету «Экологическая этика» (2,3,4,5 классы);
· разрабатывается программа «Интеграция экологических знаний на основе межпредметных связей».
Модульные преобразования:
· экспериментальная модель образовательной области «Экологическая этика» включает в себя в качестве основных модулей несколько «вертикальных» тематических блоков, пронизывающих все возрастные ступени образования и их раскрытие на возрастных «горизонталях» (см. п.2.4);
· учреждена школьная детская общественная эколого-краеведческая организация «Девичье Поле»;
· выявлены основные направления социально-экономического проектирования для всех возрастных ступеней учащихся;
· в школе введено 0,5 ставки куратора опытно-экспериментальной работы;
· созданы временные творческие коллективы:
ü по подготовке и проведению педсоветов на темы: «Экспериментальная работа: анализ ситуации и перспективы развития»;
ü по подготовке и проведению мастер-класса для ГМО классных руководителей;
ü по подготовке и реализации мини-проектов экологической направленности;
· создано цикловое методическое объединение педагогов, ведущих курс «Экологическая этика».
Системные преобразования:
· проведена конференция «Инновационная деятельность школы в рамках реализации Национального проекта «Образование», в работе которой принимали участие представители учебных заведений города и муниципального методического центра;
· педагоги школы активно участвуют в областных и региональных ВУЗовских научно-практических конференциях по обобщению опыта работы.
8. Наличие публикаций о представленной инновации, включая тиражируемые продукты в рамках реализации инновации и где можно с ними познакомиться.
Книга "Экологическая этика в детском творчестве»: концептуальные идеи и методы гуманитарного экологического образования/ Под ред. Вагнер И.В. – Москва, 2008. Тираж 100 экз.
Экологическая этика представляет собой принципиально новый - гуманитарный - компонент экологического образования, раскрывающий культурологические, социально-психологические, аксиологические основы взаимодействия Человека и Природы.
В книге отражены некоторые результаты совместной работы ученых и педагогов-практиков, детей и их родителей по формированию экологической культуры личности и воплощению экокультурных ценностей в практике. Книга дает представление о содержании и технологиях Экологической этики, формирующих у детей представления о моральных категориях, нравственных нормах, эколого-эстетических идеалах и духовных традициях отношения человека к природе; нравственно-экологическую позицию.
Книга «Семенов День на Девичьем поле». По итогам 10 лет деятельности / Замаховская Л.С., Кирова Е.В., Кузьмина Н.П., Чекарева С.Н., Юрикова О.Н. / Сост. С.Н.Чекарева // Народный праздник в теории, этнографии и практике. Репертуарно-методическая библиотечка, - Коломна, 2002. - Вып.5-7. - 160с.
Данная работа представляет собой отражение фольклорного материала и его внедрение в современные образовательные и просветительские учреждения различного типа. В методичке представлено подробное описание праздников от Семенова до Покрова, к которым прилагаются ноты, игры и их описания.
Работа отражает стремление обратить внимание читателя к бытовой истории, натолкнуть на размышления о связи прошлого и настоящего, посмотреть на себя как на прямых потомков и наследников обычаев и традиций родной культуры.
Материал будет интересен учителям, родителям, воспитателям, методистам, организаторам массовых праздничный действий, всем, для кого близко и дорого народное творчество.
«Методические основы игровой технологии в организации воспитательного пространства школы». /Журнал «Праздник»№12, 2007 с.7-9.
Статья в журнал «Педагогические науки» №2, 2008г. (о журнале)
Шевчук Н.Н. (Средняя общеобразовательная школа № 17 г. Коломны)
Элементы экологического воспитания в процессе изучения математики с применением новых информационных технологий (статья)
«Элементы экологического воспитания в процессе изучения математики с применением новых информационных
технологий» (Журнал «Педагогические науки» №2, 2008г.
МО РФ МО Московской области ГОУ ВПО МО "Коломенский государственный педагогический институт" психологический факультет выпустил очередной сборник научных статей «Экология духа», в котором помещена статья учителя русского языка и литературы Т.Л.Дедковской, (высшая квалификационная категория) «Психолого-педагогические особенности формирования экологических представлений».
9. Степень готовности инновации к распространению (высокая, средняя, низкая).
10. Возможные формы распространения инновации (условия, необходимые для реализации инновации: мотивационные, организационные, научно-методические, правовые, и др.).
Формы распространения инновации:
· проведение мастер-классов для педагогов города;
· деятельность экспериментально-творческой лаборатории;
· публикации в научно-методических журналах;
· публикации в СМИ;
· размещение материалов на школьном сайте;
· конференции, заседания научного общества;
· обобщение опыта;
· создание Интернет - сборника методических разработок по экологической этике;
· создание методических сборников по теме эксперимента;
· издание Программы курса «Экологическая этика» для всех возрастных ступеней обучения.
11. Предполагаемый масштаб распространения инновации
Федеральный
Региональный
Муниципальный
12. Данные о связи с другими учреждениями (сетевые взаимодействия, совместные программы) по реализации инновации.
Сетевое взаимодействие с социальными партнёрами по апробации курса «Экологическая этика» строятся по схеме:
Коломенский
педагогический институт
ИСПС РАО
Родители учащихся
Взаимодействие с социальными партнёрами
ЦТП
Учителя-
предметники
Учителя
Экологической этики
Руководители кружков
Руководители детских
проектов и ЭТЛ
Психологическая
служба
Классные
руководители
Деятельность ЦТП и его взаимодействие с социальными партнёрами
Воспитательная деятельность школы
Администрация школы
Общественно –
управляющий совет
Источники
социального заказа
Администрация г/о Коломна
Управление образования г.о. Коломна
Научное обеспечение
и практическая деятельность
Коломенский аграрный колледж
Станция экологии и туризма
ЦДТ «Колычёво»
МДОУ Центр развития ребёнка
д/с №4 «Веснушки»
С социальными партнёрами разрабатывается совместная программа по осуществлению практической направленности экологического воспитания.
http://school17.edu-kolomna.ru/documents/260.html
III. Описание инновационного опыта образовательного учреждения
«Экологические ценности в системе социокультурного развития образования»
2007-2008 учебный год
Обобщение опыта работы педагогов в области экологического образования:
ü Дедковской Т.Л., учителя русского языка и литературы, в.к.к., по темам:
«Экологическая этика как гуманитарная область», «Экология и война»;
ü Королёвой А.Г. , учителя русского языка и литературы, в.к.к., по темам:
«Интеграция экологических знаний на основе межпредметных связей», «Роль экологической этики в учебно-воспитательном процессе»;
ü Лазаренко М.Е., учителя английского языка, в.к.к., по теме: «Формирование экологической культуры на уроках английского языка»;
ü Пышкиной Г.И., учителя начальных классов, в.к.к., по теме: «Воспитательные возможности курса «Экологическая этика» в начальной школе»;
ü Шевчук Н.Н., учителя математики, в.к.к., по теме «Элементы экологического воспитания в процессе изучения математики с применением новых информационных технологий»;
ü издание сборника «Экологическая этика в детском творчестве»:
-Зыкова Е.Н., учитель биологии, в.к.к., «Экокультурные ценности в практике»:
-Попова А.И., научный консультант, к.п.н., «Школа экологической культуры»;
-Попова А.И., научный консультант, к.п.н., «Скажи мне, кто твой друг… юнкоровский проект 2-а, 3-а, 4-а классов»;
-Дедковская Т.Л., учитель русского языка и литературы, в.к.к., «Вначале было слово»;
-Королёва А.Г. учитель русского языка и литературы, в.к.к., «Детские эколого-литературные проекты».
2. Выявление основных направлений социально-экологического проектирования:
реализация мини-проектов
Срок
Тема
Форма подведения итогов
сентябрь – ноябрь
«Зелёные любимцы нашей семьи»
игра–праздник для уч-ся 2-6 классов
декабрь – февраль
«Братья наши меньшие» нашей семьи»
мастер-класс для ГМО классных руководителей
март - апрель
«Здоровый образ жизни нашей семьи»
Классные родительские собрания
Разработка вариативных модулей содержания экологического образования в 3-5 классах (разработчики Попова А.И., Зыкова Е.Н.).
Осуществление практической направленности экологического воспитания:
ü сезонный «трудовой десант» на закреплённый участок пришкольной территории;
ü экскурсия по школьной эколого-исторической тропе «Девичье Поле»;
ü экскурсия в Приокско-Террасный биосферный заповедник, в зубровый заказник;
ü акция «Подкормите птиц зимой»;
ü учреждение школьной детской общественной эколого-краеведческой организации «Девичье Поле».
Мониторинг уровня экологической воспитанности школьников начального и среднего звена.
Открытие экспериментально-творческой лаборатории «Формирование нравственных основ личности школьника через комплекс духовно-эстетических предметов регионального этнокультурного разнообразия в дополнительном образовании» (руководитель - к.п.н. Чекарева С.Н.)-решение педсовета, протокол №5 от 12.05.08.
План реализации IV этапа ОПР на 2008-2009 уч.год:
-реализация вариативных модулей по курсу «Экологическая этика» в 3-6 классах;
-реализация социально-экологической проектной деятельности учащихся;
-расширение аспектов применения принципов экологической этики в образовательном пространстве школы через цикловое методическое объединение;
-создание Интернет - сборника методических разработок по экологической этике;
-диагностика и анализ состояния экологической культуры учащихся.
IY.Экспертное заключение инновационного опыта участника
Приоритетного национального проекта «Образование»,
средней общеобразовательной школы №17 г.о.Коломна
Предлагаемый масштаб и формы распространения изменений.
Особенность преподавания курса «Экологическая этика» – сочетание различных способов организации учебной деятельности и методов обучения (экскурсии, уроки творчества, интегрированные уроки, практические занятия, проектная деятельность, оформление краеведческого материала и т.д.) на основе комплексного и систематического включения устного народного творчества, художественных и музыкальных произведений и обязательной фиксацией фенологических наблюдений (перцептивно-эмоциональный канал формирования отношений). Каждое занятие разработанной программы основано на взаимоотношениях человека и природы.
Осмысление и понимание мировоззренческого смысла курса «Экологическая этика», подкрепляемое календарной обрядностью, в конечном итоге, при знакомстве со всеми традициями, предложенными в программе, складывается в единую картину понимания природы как непреходящей ценности. Это изменяет отношение к ней, которое проявляется:
· в готовности к экологически целесообразной деятельности;
· в способности к ценностным суждениям и эмоциям, имеющим мировоззренческую основу и социальную окраску;
· в сформированности знаний об экологической этике (по взаимосвязи растений, животных, человека, способствующих повышению обобщенности положительного отношения к миру природы в целом);
· в желании изменить сложившуюся экологическую ситуацию в своем родном крае, о чём свидетельствуют результаты многоаспектного анализа результатов формирующего этапа эксперимента.
Формированию эмоционально-ценностного отношения личности к природе способствует личностно-ориентированная направленность педагогического процесса, что обеспечивает введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выстраивании собственной системы ценностных ориентаций, помогает формированию и развитию у школьников навыков и разнообразных способов экологически целесообразной деятельности в природе.
Комплексное и систематическое использование в учебно-воспитательном процессе художественных и музыкальных произведений обеспечивает эмоциональное стимулирование и интерес к изучению курса. Ценность произведений объясняется их высокой образностью, выразительностью и жанровыми особенностями: речевыми, смысловыми, звуковыми, способными вызвать в сознании ребенка ряд ассоциаций и выводов, направить поведение и деятельность в природе в социально-полезное русло.
Процессу формирования экологической этике в природе способствуют создание педагогических ситуаций для непосредственной практической реализации программы (соответствие психовозрастным потребностям школьников в практической деятельности на основе усвоенных знаний и выбранных ценностей: познавательный интерес к природе и практическое взаимодействие с ней представляют для школьников единое целое). В этом случае содержание будет «присвоено» обучающимся, то есть содержание становится личностно значимым и вызывает положительный эмоциональный отклик.
Таким образом, полученные позитивные результаты эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенной модели формирования эмоционально-ценностного отношения к природе, структурно представленной диагностико-целевым, содержательным, организационным, процессуально-деятельным компонентами и технологии реализации программы курса «Экологическая этика», включающей этап эмоционального восприятия информации, этап получения и осмысления новой информации, этап практического применения усвоенного материала.
Попова Альбина Ивановна, к.п.н., ведущий научный сотрудник ИСПС РАО, г.Коломна, Московской области, ул. Бульвар 800-летия Коломны, д.10, кв.52, тел: 8 (496)615-31-90