Гуманитарное образование

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гуманитарное образование » Экология » Экологические ценности в системе социокультурного развития


Экологические ценности в системе социокультурного развития

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

1. Тема инновации (основная проблема, по которой представляется инновационный педагогический опыт (ИПО).


Экологические ценности в системе социокультурного развития (апробация курса «Экологическая этика»).

Автор: А.И. Попова, ведущий научный сотрудник ИСПС РАО

2. Обоснование актуальности возникновения ИПО, его новизна и практическая значимость (необходимость изменений: имеющиеся противоречия в учебно-воспитательном процессе школы, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности - что нового появилось по отношению к уже имеющемуся опыту, какова практическая значимость инновации для образовательного учреждения и системы образования в целом).

Экологическая этика как новый тип культуры взаимодействия человека  и Природы является сегодня одним из ведущих подходов в мировой философско-культурологической мысли к решению глобальных экологических проблем. В мировоззренческом аспекте взаимоотношения человека и природы, содержание природоохранной и хозяйственной деятельности определяется экологическим сознанием и поведением каждой личности. Необходима ценностная переориентация в образе жизни. Актуальность разработки эколого-этического компонента в экологическом образовании соответствует тенденции гуманизации и гуманитаризации образования, выступающей основным вектором его модернизации.

Для современного экологического образования актуальна разработка содержания и средств, позволяющих сформировать отношение к природе как ценности культуры, дать представление учащимся о духовно-нравственных основах взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой, что и составляет предмет экологической этики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

·        разработана модель формирования положительного ЭЦО к природе с включением в учебно-воспитательный процесс традиций народной экологии;

·        выявлены педагогические условия, способствующие эффективному формированию ЭЦО к природе у школьников;

·        использование в учебно-воспитательном процессе экологической этики, содержание которой ориентировано на природо- и здоровьесберегающие ценности, ценностное отношение к природе;

·        системное и систематическое использование на уроках и во внеурочной деятельности приемов работы по экологической этике, обеспечивающей эмоциональное стимулирование и интерес к изучению экологии;

·        создание в учебно-воспитательном процессе педагогических ситуаций, стимулирующих практическую деятельность школьников по освоению и усвоению экологической этики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что создана и проходит опытную проверку образовательная программа «Экологическая этика», в которой отобран и систематизирован материал по экологической этике. В рамках курса предложены методические рекомендации по использованию соответствующих материалов на уроках биологии, русского языка и литературы, иностранного языка, музыки, изобразительного искусства, во внеклассной работе. Материалы исследования могут быть использованы в процессе подготовки и переподготовки учителей гуманитарного цикла.

3. Основная идея, основной замысел инновации.

В рамках настоящего проекта предполагается опытно-экспериментальная разработка новых вариативных образовательных курсов, стратегической целью которых является:

·        формирование экологической культуры школьников;

·        создание условий для экологизации образовательного пространства;

·        развитие содержания и технологий начального, основного и общего среднего образования на основе социально-экологического моделирования образовательного процесса.

Настоящая программа включает в себя основные направления опытно-экспериментальной работы; концептуальные основы и подходы к разработке содержания, новых образовательных модулей и технологий их реализации.

Программа является ориентиром для разработки и реализации специалистами ИСПС РАО и СОШ №17 вариативных программ, моделей экологического образования, механизмов, интеграции и экологизации образовательного пространства, инновационных социально-экологических моделей школьного образования.



4.Содержание инновации.

Экспериментальная модель образовательной области «Экологическая этика» (модель эколого-этического образования) включает в себя в качестве основных мoдулей несколько «вертикальных» тематических блоков, пронизывающих все возрастные ступени образования и их раскрытие на возрастных «горизонталях».

«Вертикальные» блоки содержания эколого-этического образования представляют собой сквозные темы, которые рассматриваются на всех ступенях образования, углубляясь, усложняясь от одной ступени к другой. На данном этапе работы «вертикальные блоки» определены примерно, они будут уточняться, но уже сегодня очевидно, что они:

а)  не являются проекцией гуманитарных образовательных областей (такая ошибка привела к эклектике и в конечном счете к свертыванию курсов «Экологии», построенных по модульному принципу, где модули представляли собой проекцию других образовательных областей - физики, химии, биологии, астрономии и т.д.);

б) являются поэтапным раскрытием экокультурнух ценностей, процесса их формирования и реализации человечеством, традиций взаимодействия с природой, выражающихся в различных сферах человеческой деятельности, а идеал гармонии Человека и Природы несет в себе системообразующее начало в формировании содержания «Экологической этики», на его основе осуществляется интеграция потенциала других гуманитарных образовательных областей в содержании «Экологической этики»;

в) пронизывая все ступени образования, «вертикали» содержания, вместе с тем, в качестве основных образовательных модулей присутствуют в содержании образования для учащихся разных образовательных ступеней и именно доминированием одного из «вертикальных блоков» на каждом возрастном этапе будет определяться специфика подачи материала, построение содержания;

г)  ориентированы на формирование у учащихся позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром и проецируются на результат экологического образования, на примерный круг знаний, умений и навыков, формируемые у студентов в процессе эколого-этического образования ценностные ориентации.

Стратегической целью курса «Экологической этики», как и в целом процесса экологического образования, включая обучение и воспитание, является формирование экологической культуры личности. Однако курс «Экологической этики» имеет принципиальные особенности и ориентирован на решение строго очерченных задач, которые не являются специальным предметом ни одной из других реализуемых сегодня учебных дисциплин и предметных областей.

Своеобразие курса «Экологическая этика» заключается в том, что базовое значение имеет не естественнонаучный, а культурологический подход к экологическому образованию. Естественнонаучные знания рассматриваются не как самоцель, а как средство достижения экологического благополучия, гармонии с окружающим миром, формирования у студентов экокультурнух ценностей и готовности к их воплощению в практике. Экологическая этика как гуманитарный компонент экологического образования нацелена на формирование у учащихся знаний о нравственности, знаний об этических нормах и традициях отношения Человека к Природе. При этом «Экологическая этика» не подменяет естествознания, а реализуется параллельно с ним.

К основным содержательным модулям «Экологической этики» принадлежат следующие:

·        собственно «этические», теоретические и историко-культурологические;

·        этнографически - краеведческо - страноведческие;

·        блок «Диалог» (интегрированная экологическая психология, потенциал литературы, антропологии и др.);

·        природа как эстетическая ценность;

·        экологическое право, природа в сфере политики, деятельность общественных экологических организаций, международных объединений;

·        «Этика личности»;

·        Содержательный модуль, базирующийся на естественнонаучных знаниях.

         5. Срок реализации инновации в образовательном учреждении

Этапы реализации проекта

I этап  2006-2007 учебный год.

Формирование информационно-аналитической базы реализации проекта, выявление условий и потенциала, школы в , реализации подходов к социально-экологическому моделированию развития начального, основного и общего среднего образования, разработке и апробации вариативных курсов и методического обеспечения гуманитарной экологии.

II этап  2007-2008 учебный год.

Обобщение опыта работы педагогов школы в ; области экологического образования и выявление основных   направлений социально-экологического проектирования, экологизация образовательного пространства, создание условий для инновационной

деятельности.

IШэтап  2008-2009 учебный год.

Разработка вариативных модулей содержания экологического образования и их методического обеспечения,1' разработка циклов экологически ориентированной проектной деятельности учащихся как компонента учебно-воспитательного процесса, определение сферы реализации экологических проектов учащихся, подготовка дидактических материалов по проектной деятельности.

IV этап  2008-2009 учебный год.

Диагностика и анализ состояния экологической культуры учащихся школы. Проведение установочных семинаров с педагогами и занятий с учениками по «Экологической этике», реализация курсов гуманитарной экологии, циклов проектной экологической деятельности, вариативных модулей социально-экологической деятельности учащихся.

6. Масштаб охвата преобразований (локальный, модульный, системный).

7. Результат внедрения инновации и перспективы продолжения работы в данном направлении (сущность, произошедших изменений, их преимущества перед аналогами, масштаб охвата преобразований (локальный, модульный, системный), риски, возможные ограничения в использовании).

Внедрение инновации проводится на основе преемственности и непрерывности преобразований (от I ступени обучения к III).

Локальные преобразования:

·        создаётся и апробируется новая программа по предмету «Экологическая этика» (2,3,4,5 классы);

·        разрабатывается программа «Интеграция экологических знаний на основе межпредметных связей».

Модульные преобразования:

·        экспериментальная модель образовательной области «Экологическая этика» включает в себя в качестве основных модулей несколько «вертикальных» тематических блоков, пронизывающих все возрастные ступени образования и их раскрытие на  возрастных «горизонталях» (см. п.2.4);

·        учреждена школьная детская общественная эколого-краеведческая организация «Девичье Поле»;

·        выявлены основные направления социально-экономического проектирования для всех возрастных ступеней учащихся;

·        в школе введено 0,5 ставки куратора опытно-экспериментальной работы;

·        созданы временные творческие коллективы:

ü      по подготовке и проведению педсоветов на темы: «Экспериментальная работа: анализ ситуации и перспективы развития»;

ü      по подготовке и проведению мастер-класса для ГМО классных руководителей;

ü      по подготовке и реализации мини-проектов экологической направленности;

·        создано цикловое методическое объединение педагогов, ведущих курс «Экологическая этика».

Системные преобразования:

·        проведена конференция «Инновационная деятельность школы в рамках реализации Национального проекта «Образование», в работе которой принимали участие представители учебных заведений города и муниципального методического центра;

·        педагоги школы активно участвуют в областных и региональных ВУЗовских научно-практических конференциях по обобщению опыта работы.

8. Наличие публикаций о представленной инновации, включая тиражируемые продукты в рамках реализации инновации и где можно с ними познакомиться.





Книга "Экологическая этика в детском творчестве»: концептуальные идеи и методы гуманитарного экологического образования/ Под ред. Вагнер И.В. – Москва, 2008. Тираж 100 экз.

Экологическая этика представляет собой принципиально новый - гуманитарный - ком­понент экологического образования, раскрывающий культурологические, социально-психоло­гические, аксиологические основы взаимодействия Человека и Природы.

В книге отражены некоторые результаты совместной работы ученых и педагогов-практиков, детей и их родителей по формированию экологической культуры личности и во­площению экокультурных ценностей в практике. Книга дает представление о содержании и технологиях Экологической этики, формирующих у детей представления о моральных кате­гориях, нравственных нормах, эколого-эстетических идеалах и духовных традициях отноше­ния человека к природе; нравственно-экологическую позицию.

Книга «Семенов День на Девичьем поле». По итогам 10 лет деятельности / Замаховская Л.С., Кирова Е.В., Кузьмина Н.П., Чекарева С.Н., Юрикова О.Н. / Сост. С.Н.Чекарева // Народный праздник в теории, этнографии и практике. Репертуарно-методическая библиотечка, - Коломна, 2002. - Вып.5-7. - 160с.

        Данная работа представляет собой отражение фольклорного материала и его внедрение в современные образовательные и просветительские учреждения различного типа. В методичке представлено подробное описание праздников от Семенова до Покрова, к которым прилагаются ноты, игры и их описания.

Работа отражает стремление обратить внимание читателя к бытовой истории, натолкнуть на размышления о связи прошлого и настоящего, посмотреть на себя как на прямых потомков и наследников обычаев и традиций родной культуры.

Материал будет интересен учителям, родителям, воспитателям, методистам, организаторам массовых праздничный действий, всем, для кого близко и дорого народное творчество.

       «Методические основы игровой технологии в организации воспитательного пространства школы». /Журнал «Праздник»№12, 2007 с.7-9.

      Статья в журнал «Педагогические науки» №2, 2008г. (о журнале)

Шевчук Н.Н. (Средняя общеобразо­вательная школа № 17 г. Коломны)

Элементы экологического воспитания в процессе изучения математики с применением новых информационных технологий (статья)

       «Элементы экологического воспитания в процессе изучения математики с применением новых информационных

технологий» (Журнал «Педагогические науки» №2, 2008г.

      МО РФ МО Московской области ГОУ ВПО МО "Коломенский государственный педагогический институт" психологический факультет выпустил очередной сборник научных статей «Экология духа», в котором помещена статья учителя русского языка и литературы Т.Л.Дедковской, (высшая квалификационная категория) «Психолого-педагогические особенности формирования экологических представлений».

   

9. Степень готовности инновации к распространению (высокая, средняя, низкая).

10. Возможные формы распространения инновации (условия, необходимые для реализации инновации: мотивационные, организационные, научно-методические, правовые, и др.).

Формы распространения инновации:

·        проведение мастер-классов для педагогов города;

·        деятельность экспериментально-творческой лаборатории;

·        публикации в научно-методических журналах;

·        публикации в СМИ;

·        размещение материалов на школьном сайте;

·        конференции, заседания научного общества;

·        обобщение опыта;

·        создание Интернет - сборника методических разработок по экологической этике;

·        создание методических сборников по теме эксперимента;

·        издание Программы курса «Экологическая этика» для всех возрастных ступеней обучения.

        11. Предполагаемый масштаб распространения инновации

Федеральный

Региональный

Муниципальный

12. Данные о связи с другими учреждениями (сетевые взаимодействия, совместные программы) по реализации инновации.

Сетевое взаимодействие с социальными партнёрами по апробации курса «Экологическая этика» строятся по схеме:

Коломенский

педагогический институт

ИСПС РАО

Родители учащихся

Взаимодействие с социальными партнёрами

ЦТП

Учителя-

предметники

Учителя

Экологической этики

Руководители кружков

Руководители  детских

проектов и ЭТЛ

Психологическая

служба

Классные

руководители

Деятельность ЦТП и его взаимодействие с социальными партнёрами

Воспитательная деятельность школы

Администрация школы

Общественно –

управляющий совет

Источники

социального заказа

Администрация г/о Коломна

Управление образования г.о. Коломна

Научное обеспечение

и практическая деятельность

Коломенский аграрный колледж

Станция экологии и туризма

ЦДТ «Колычёво»

МДОУ Центр развития ребёнка

д/с №4 «Веснушки»

С социальными партнёрами разрабатывается совместная программа по осуществлению практической направленности экологического воспитания.

http://school17.edu-kolomna.ru/documents/260.html

III. Описание инновационного опыта образовательного учреждения

«Экологические ценности в системе социокультурного развития образования»

2007-2008 учебный год

    Обобщение опыта работы педагогов в области экологического образования:

ü      Дедковской Т.Л., учителя русского языка и литературы, в.к.к., по темам:

      «Экологическая этика как гуманитарная область», «Экология и война»;

ü      Королёвой А.Г. , учителя русского языка и литературы, в.к.к., по темам:

«Интеграция экологических знаний на основе межпредметных связей», «Роль      экологической этики в учебно-воспитательном процессе»;

ü      Лазаренко М.Е., учителя английского языка, в.к.к., по теме: «Формирование экологической культуры на уроках английского языка»;

ü      Пышкиной Г.И., учителя начальных классов, в.к.к., по теме: «Воспитательные возможности курса «Экологическая этика» в начальной школе»;

ü      Шевчук Н.Н., учителя математики, в.к.к., по теме «Элементы экологического воспитания в процессе изучения математики с применением новых информационных технологий»;

ü      издание сборника «Экологическая этика в детском творчестве»:

-Зыкова Е.Н., учитель биологии, в.к.к., «Экокультурные ценности в практике»:

-Попова А.И., научный консультант, к.п.н.,  «Школа экологической культуры»;

-Попова А.И., научный консультант, к.п.н., «Скажи мне, кто твой друг… юнкоровский проект 2-а, 3-а, 4-а классов»;

-Дедковская Т.Л., учитель русского языка и литературы, в.к.к., «Вначале было слово»;

-Королёва А.Г. учитель русского языка и литературы, в.к.к., «Детские эколого-литературные проекты».

2.  Выявление основных направлений социально-экологического проектирования:

реализация мини-проектов

Срок

Тема

Форма подведения итогов

сентябрь – ноябрь

«Зелёные любимцы нашей семьи»

игра–праздник для уч-ся 2-6 классов

декабрь – февраль

«Братья наши меньшие» нашей семьи»

мастер-класс  для ГМО классных руководителей

март - апрель

«Здоровый образ жизни нашей семьи»

Классные родительские собрания

    Разработка вариативных модулей содержания экологического образования в 3-5 классах (разработчики Попова А.И., Зыкова Е.Н.).
    Осуществление практической направленности экологического воспитания:

ü      сезонный «трудовой десант» на закреплённый участок пришкольной территории;

ü      экскурсия по школьной эколого-исторической тропе «Девичье Поле»;

ü      экскурсия в Приокско-Террасный биосферный заповедник, в зубровый заказник;

ü      акция «Подкормите птиц зимой»;

ü      учреждение школьной детской общественной эколого-краеведческой организации «Девичье Поле».

    Мониторинг уровня экологической воспитанности  школьников начального и     среднего звена.
    Открытие экспериментально-творческой лаборатории «Формирование нравственных основ личности школьника через комплекс духовно-эстетических предметов регионального этнокультурного разнообразия в дополнительном образовании» (руководитель -  к.п.н. Чекарева С.Н.)-решение педсовета, протокол №5  от 12.05.08. 

План реализации  IV  этапа ОПР на 2008-2009 уч.год:

-реализация вариативных модулей по курсу «Экологическая этика»  в 3-6 классах;

-реализация социально-экологической проектной деятельности учащихся;

-расширение аспектов применения принципов экологической этики в образовательном пространстве школы через цикловое методическое объединение;

-создание Интернет - сборника методических разработок по экологической этике;

-диагностика и анализ состояния экологической культуры учащихся.

IY.Экспертное заключение инновационного опыта участника

Приоритетного национального проекта «Образование»,

средней общеобразовательной школы №17 г.о.Коломна

Предлагаемый масштаб и формы распространения изменений.

Особенность  преподавания  курса «Экологическая  этика» – сочетание  различных способов организации учебной деятельности и методов обучения (экскурсии, уроки творчества, интегрированные уроки, практические занятия, проектная деятельность, оформление краеведческого материала и т.д.) на основе комплексного и систематического включения устного народного творчества, художественных и музыкальных произведений и обязательной фиксацией фенологических наблюдений (перцептивно-эмоциональный канал формирования отношений). Каждое занятие разработанной программы основано на взаимоотношениях человека и природы.

Осмысление и понимание мировоззренческого смысла курса «Экологическая этика», подкрепляемое календарной обрядностью, в конечном итоге, при знакомстве со всеми традициями, предложенными в программе, складывается в единую картину понимания природы как непреходящей ценности. Это изменяет отношение к ней, которое проявляется:

·        в готовности к экологически целесообразной деятельности;

·        в способности к ценностным суждениям и эмоциям, имеющим мировоззренческую основу и социальную окраску;

·        в сформированности знаний об экологической этике (по взаимосвязи растений, животных, человека, способствующих повышению обобщенности положительного отношения к миру природы в целом);

·        в желании изменить сложившуюся экологическую ситуацию в своем родном крае, о чём свидетельствуют результаты многоаспектного анализа результатов формирующего этапа эксперимента.

Формированию эмоционально-ценностного отношения личности к природе способствует личностно-ориентированная направленность педагогического процесса, что обеспечивает введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выстраивании собственной системы ценностных ориентаций, помогает формированию и развитию у школьников навыков и разнообразных способов экологически целесообразной деятельности в природе.

Комплексное и систематическое использование в учебно-воспитательном процессе художественных и музыкальных произведений обеспечивает эмоциональное стимулирование и интерес к изучению курса. Ценность произведений объясняется их высокой образностью, выразительностью и жанровыми особенностями: речевыми, смысловыми, звуковыми, способными вызвать в сознании ребенка ряд ассоциаций и выводов, направить поведение и деятельность в природе в социально-полезное русло.

Процессу формирования экологической этике в природе способствуют создание педагогических ситуаций для непосредственной практической реализации программы (соответствие психовозрастным потребностям школьников в практической деятельности на основе усвоенных знаний и выбранных ценностей: познавательный интерес к природе и практическое взаимодействие с ней представляют для школьников единое целое). В этом случае содержание будет «присвоено» обучающимся, то есть содержание становится личностно значимым и вызывает положительный эмоциональный отклик.

Таким образом, полученные позитивные результаты эксперимента свидетельствуют об эффективности предложенной модели формирования эмоционально-ценностного отношения к природе, структурно  представленной диагностико-целевым, содержательным, организационным, процессуально-деятельным компонентами и технологии реализации программы курса «Экологическая этика», включающей этап эмоционального восприятия информации, этап получения и осмысления новой информации, этап практического применения усвоенного материала.

http … s/260.html

Попова Альбина Ивановна, к.п.н., ведущий научный сотрудник ИСПС РАО, г.Коломна, Московской области, ул. Бульвар 800-летия Коломны, д.10, кв.52, тел: 8 (496)615-31-90

0

2

Внушает. :writing:

0


Вы здесь » Гуманитарное образование » Экология » Экологические ценности в системе социокультурного развития